Корзина пуста

ТЕХНИКИ СОЗДАНИЯ ВИТРАЖЕЙ

В истории витражей можно насчитать более чем десять веков. Впервые витражи стали применяться в 10 веке Теофилом, и до сегодняшнего дня их относят к стилям лучшего искусства, а украшения для интерьера делают из витражных изделий.
В самом начале витражи использовались только для придания красоты проёмов в окнах. В то время технология их производства не давала другой альтернативы. Самые первые витражные картины были изготовлены из маленьких кусочков стекла. Цветные стёкла, которые вырезались по лекалу, были соединены свинцовыми полосками, которые спаивались припоем, тем самым создавая неординарные узоры. Из этого видно, что такие витражи применялись только в очень больших проёмах, потому что грубоватость производства не давала другой альтернативы. Зато издалека такие витражи выглядели очень красиво и переливались своими цветами. Именно по этой технологии были сделаны окна – медальоны самых знаменитых готических соборов. Витражи были больших размеров, а окна более десяти метров квадратных. Такое архитектурное явление было очень распространено в те времена. На изготовление таких витражей требовалось очень много вложений и труда.
Развитие витражного искусства от простых оконных композиций к красивейшим решениям для интерьера было связано с человеком по имени Луи Тиффани, который был декоратором из Соединённых Штатов. Он предложил применять тонкую медную фольгу в качестве «канвы» витража, при этом присоединяя её благодаря пайки. Таким витражам уже не страшны высокие температуры, но главная их особенность - это изящность. Эта новая технология позволила соединить мелкие элементы, создавая из них настоящие шедевры. Таким образом, в интерьер пришёл витраж. Витражи Тиффани стали применяться в качестве абажуров, перегородок и в мебельной промышленности.
Мебель, которая была изготовлена под использование этих витражей, всегда делалась вручную. Здесь нужно было добиться, чтобы крепление витража было надёжным. В большинстве случаев это делалось благодаря тонким деревянным палочкам, которые были опорой для витражей больших размеров. На сегодняшний день известно достаточно произведений искусства, которые выражены в мебели и выполнены по данной технологии. Среди них буфеты, перегородки, гардеробы, комоды, шкафы с витражами, витражные люстры, витражные потолки, картины с витражами. Сегодня витражами называют декоративные орнаменты и изображения сложенные из отдельных стеклышек или нанесенные на стекло. Для основы также используют материалы, пропускающие свет. Современное многообразие видов витражей позволяет выбрать подходящий по стилю, функциональности и ценовой категории.

Витражи бывают нескольких типов:
Художественный классический витраж – выполняется в различных техниках, каждая из которых подразумевает сборку полотна витража при помощи особых витражных профилей из отдельных кусочков цветного стекла. Такой витраж выполняется по рисунку художника и имеет именно декоративную функцию.
Технический витраж – выполняет техническую функцию (вставляется в дверные филенки и т.п.). Фрагменты стекла устанавливают согласно чертежу в деревянную либо металлическую конструкцию.
Фальш - витраж – этот тип витража иначе называют эрзац-витражом. Представляет собой нанесенный на стеклянную подложку цветной рисунок. При нанесении рисунка используют различные синтетические смолы либо пленки.

Декоративно-художественные витражи также делят на несколько типов:
Контурный витраж – данный тип витража иначе называют силуэтным. Его собирают из уложенных вертикальными либо горизонтальными рядами стеклянных кружков.
Узорчатый витраж – этот витраж создают из кусочков бесцветного и прозрачного стекла, имеющих фактурную узорчатую поверхность.
Мозаичный витраж – данный тип витража собирают из цветных стекол. Рисунок такого витража обычно представляет собой либо ковровый узор, либо какой-нибудь геометрический орнамент.
Живописный витраж – компонуется из цветных стекол, после расписывается керамическими красками и обжигается. Помимо приведенной технологии изготовления витражи данного типа изготавливают также путем росписи спекающимися красками монолитных стекол. Встречаются витражи гравированные, витражи с травленными химическим путем деталями, витражи многослойные, витражи из оргстекла. Иногда можно увидеть рельефные витражи из колотого стекла большой толщины или даже из цветных зеркал.

Декоративные витражи изготавливают следующими способами:

Витраж изготавливают из кусочков цветного стекла, сложенных в мозаику. Составные части витража соединены свинцом.

Витраж изготавливают путем нанесения цветной эмали на обыкновенное прозрачное стекло. После нанесения рисунка эмалевыми красками витраж необходимо обжечь, после этого краски и стекло составляют единое целое.

Витраж изготавливают из узорчатого фактурного стекла.
Практика показывает, что обычно при изготовлении витража используют не один, а несколько способов изготовления сразу.

Самым красивым и самым сложным в изготовлении считается классический художественный витраж. Способы его изготовления различаются техниками соединения кусочков стекла в витраже:
• с помощью латунного профиля;
• с помощью свинцового профиля;
• с помощью особой фольги, эта техника носит название «тиффани»;
• фрагменты цветного стекла спекают на единой подложке из стекла, эта техника применения металлических профилей не требует.

К настоящему времени появились новые техники изготовления витражей:

Витраж традиционный
Традиционные витражи широко известны. Именно ими украшали храмы и памятники средневековой архитектуры. Технология изготовления этого вида витражей требует небольших материальных и временных затрат.

Сегодня традиционная техника изготовления витражей считается одной из самых экономичных. Она подходит для изделий любого размера с жесткой прочной конструкцией.
Для опоры витража изначально применяли каркасы из дерева, гипса или алебастра, позднее – свинцовые планки. Каркас должен надежно удерживать множество панелей. Поэтому каждую из стеклянных монолитных деталей витража рекомендуется делать не больше одного квадратного метра. Сотни панелей небольших размеров, собранные даже в гигантский витраж, например, такой как на соборах, смотрятся как единое целое. При этом все они крепятся в одной общей огромной раме.
Однако витраж, выполненный по традиционной технологии, может не перенести постоянных вибраций и рассыпаться. Поэтому для украшения дверей и движущихся перегородок традиционный витраж не подходит.
Витраж-коллаж.
Современная инновационная техника изготовления витражей основана на традиционной в смешении с техникой Тиффани. Первоначально, как обычно, вырезают стеклянные детали. А далее их раскладывают и собирают по эскизу на специальном прозрачном основании из стекла. Стеклышки покрывают полимерным раствором и фиксируют на каркасе.

Художественная особенность витража-коллажа состоит в отсутствии четких линий. Данным видом витража можно украшать поверхности огромных размеров. Но вне зависимости от размеров витраж-коллаж создает ощущение легкости и прозрачности.
Технология изготовления и полимерный раствор придают витражу-коллажу большую прочность и влагоустойчивость. Поэтому такой вид декора используют как для внутренней отделки, так и для наружной. Витраж- коллаж применяют для декорирования практически любых деталей интерьера: столешниц, дверей, ворот, ставень, перегородок и душевых кабин.

Фьюзинг начинает свою историю с древнего Египта 1 в. до н.э, а последнее применение использование фьюзинга зафиксировано в 19 в уже нашей эры. Ничего не проходит бесследно и производство художественного стекла набирает обороты и популярность.

ФЬЮЗИНГОВЫЕ ВИТРАЖИ

Фьюзинг - это последовательность спекания разных частей в стеклянной композиции. Термин фьюзинг произошел от английского fusing - плавка, плавление, слияние. Фьюзинговые витражи получают методом спекания и даже сплавления стекол. На листе стекла, собирают из стеклянных кусочков рисунок, а затем всю эту композицию запекают в печи. При этом на цельную стеклянную подложку выкладываются вырезанные из цветных стекол элементы будущего витража, стеклянные гранулы, шихты, дроты и т.п. в виде рисунка (почти как мозаику, только многослойную), и вся эта конструкция отправляется в печь. Там при высоких температурах (около 850 ºС) стекла сплавляются между собой, а готовое изделие получается монолитным. Это очень трудоемкий процесс, но это и есть основа для неповторимого образа художественного стекла. В зависимости от задумки мастера, подбирается время и температурный режим, благодаря чему получается заданная степень рельефности и четкость линий витража. Так большая рельефность такого стекла будет с сохранением более четких контуров рисунка, либо получится просто волнистая поверхность со слегка размытыми контурами, словно акварельные картины.

Данную технологию можно использовать как для изготовления всевозможных «цельных» витражей, так и для создания фигурных изделий. При использовании данной технологии, стекло можно еще и выгнуть по специальной форме, что расширяет сферу его применения.  Благодаря тому, что такой витраж получается цельным, и при этом он может иметь различную форму, толщину и фактуру, расширяется и область его применения. Так часто подобные витражи используют в качестве таких элементов интерьера, как перегородки, вставки в стене или как столешницы. Особое внимание изготовители фьюзинговых витражей стараются привлечь поклонников постмодернизма и хай-тека в интерьере.
ФЬЮЗИНГ - Технология «кастинг». МУРАНСКОЕ СТЕКЛО
Технология «кастинг» сродни фьюзингу. У нас ее чаще называют «муранское стекло». Для отливки таких витражей используют металлические формы с рельефными углублениями внизу. Этот рельеф заполняется расплавленным цветным стеклом, а сверху все покрывается слоем прозрачного стекла. Получается тоже цельный витраж. Но в отличие от фьюзингового, очертания созданного рисунка остаются четкими, а не расплывчатыми.
   
Фото: Фьюзинги "МУРАНО"

ФЬЮЗИНГ- Технология моллирования
Эта техника достаточно сложная и дорогостоящая, но очень эффектная. Используется совместно с классическим витражем для создания рельефных декоративных вставок. Стеклу можно придать практически любую форму по данной технологии. Сначала создается гипсовая скульптурная форма, на нее кладется стекло и обжигается. Причем обжиг чаще всего идет в несколько этапов, что связано с подбором необходимого режима нагрева и опасностью повреждения стекла при нагревании или охлаждении. Тем более, что рельеф может создаваться и с использованием нескольких видов стекол.
На принципе технологии моллирования существуют еще несколько методов. Например, комбинированное прочесывание позволяет деформировать еще горячее стекло с помощью специальных инструментов, огневая полировка использует нагревание стекла в печи для придания ему гладкости и блеска. А созданные таким образом детали в дальнейшем чаще всего занимают свое место в классическом витраже.
ФЬЮЗИНГ- Элемент декора дверей.
Чтобы придать дверному комплекту более эффектного образа, технологии смело шагнули вперед и в дизайне стали использовать стекло с элементами фьюзинга. На западе такой такое остекление применяется давно, а в России такой способ появился недавно. Декорированные двери фьюзингом, выглядят очень впечатляюще в дизайне помещения. Благодаря использованию высоких температур в обработке материала, возможно создание высокохудожественного стекла для межкомнатных дверей и оно не подвержено изменению цвета и старению. Прекрасная фактура и богатая цветовая гамма материала, делает двери оригинальными в любом интерьере. С помощью фьюзинга можно добиться объемного изображения, а так же можно сделать его и плоским. В концовке мы получаем желанную фактуру, создается нужная толщина и рельеф стекла для двери. При использовании фьюзинга шпонированные двери приобрели характер выразительности и яркости. Потребители оценили это изящество и фьюзинговые двери пользуются спросом.

Псевдовитражи (Плёночные витражи)
Создать эффект витража возможно даже на разделительной стене, если использовать так называемую технику псевдовитража. Причем это вполне экономичный и быстрый по срокам исполнения вариант декорирования.

Техника изготовления псевдовитража подразумевает использование свинцовой ленты различных цветов, которой отделывают стеклянную поверхность, и декоративной витражной плёнки. Качественная витражная плёнка имеет фактуру и рисунок, имитирующий дорогие витражные стёкла. Несмотря на то, что вырезать и склеивать стеклышки не нужно, отличить по виду настоящий витраж от такой имитации сможет только специалист. Техника плёночного витража позволяет подражать великим мастерам классического витража и стиля Тиффани. Насколько удачной будет имитации, зависит не только от выбранного сюжета. Важно профессионально подобрать витражные плёнки и стекло-основу: его фактуру и тон.

Кислотное травление
Довольно молодая техника изготовления витражей путем кислотного травления простая в исполнении, но эффектная по внешнему виду.

Стеклянная поверхность в определенных зонах разъедается кислотой и становится матовой. С помощью самоклеющейся ленты закрываются зоны, которые в соответствии с задуманным рисунком должны остаться прозрачными. В таком контрасте фактур и прорисовывается изображение.
Для полета фантазии в декорировании такими витражами практически нет границ. Любые размеры стеклянных поверхностей с рисунками, требующими детальной проработки линий рисунка.
К тому же витражи, выполненные в технике кислотного травления недороги и быстры в изготовлении.

Фацетные витражи
Фацетные витражи изготовляются практически так же, как и классические. Существенным отличием является лишь то, что по краям всех или только некоторых фрагментов витража снят фацет. Наиболее ценятся фигурные фацетные вставки, которые представляют собой красивые криволинейные плоскости, но только при условии высокой точности обработки. Благодаря такому добавлению рельефности получают дополнительную игру света на полученных гранях, что придает витражу еще больше изысканности.
Фацетирование проходит обычно в 4 этапа: грубое первоначальное шлифование и чистовое шлифование, затем идут предварительное и чистовое полирование.
При создании витража можно использовать как фацетные элементы на отдельных частях витража (всех или некоторых), так и целостные фацетные гарнитуры. Наша компания имеет каталог с примерами целых композиций.
Такая высокохудожественная гравировка может отлично смотреться даже на прозрачном стекле, а возможность встраивать витражи в стеклопакеты позволит вставить такое произведение в окно или дверь, при этом поток света в дом не уменьшится. Ну а использование на цветном витраже делает его еще богаче и насыщеннее.


Пескоструйная гравировка
Данная технология использует подаваемый под давлением песок, который и выбивает частицы на поверхности стекла. При желании можно получить как просто матовую поверхность, так и рельефную, причем различной зернистости и глубины обработки.
Для изготовления витража с рисунком используют специальные трафареты, под которыми стекло остается прозрачным, а незащищенные участки становятся матовыми. Причем можно сделать практически прозрачное стекло с матовым рисунком для окна или же матовое, на котором рисунком будут прозрачные участки, для дверей или перегородок.
Если использовать сложный многослойный трафарет, то можно добиться глубокой выборки. А это придает витражу рельефность и объемность. Накладывая на стекло многослойный трафарет, снимают сначала один слой порядка миллиметра с поверхности стекла в пескоструйной камере, затем снимается один слой трафарета, что позволяет углубить предыдущий рельеф до 2 мм, а новые участки сделать более «мелкими». Эту процедуру можно повторить несколько раз до достижения нужного результата. Конечно же, такой более трудоемкий и продолжительный процесс делает витраж дороже.

Витражи "КОМБИ"
Технология Комби предполагает сочетание двух разных технологий. Часто применяют совместно классическую и фьюзинговую. Сначала в печи создают небольшие фьюзинговые элементы или элементы ДипАрт (DeepArt), а затем их с помощью специального ультрафиолетового клея и ультрафиолетовой лампы прикрепляют на стекло согласно заданному шаблону. Такое соединение получается очень прочным и незаметным. Однако обработать края все же необходимо, а также можно сделать окантовку свинцовой ленточкой. Полученный витраж смотрится не хуже классического или фьюзингового, но обходится дешевле, так как изготовление намного проще.

Фьюзинговые элементы могут быть разных цветов и с разными рисунками. Размеры для наклеиваемых элементов не превышают 9 см по длине и ширине, но если такой элемент будет использоваться самостоятельно, то он может быть и больше. Особой популярностью пользуются так называемые хрустальные элементы. При склеивании УФ клеем они становятся нераздельными со стеклом-основой.

Rambler's Top100 Яндекс цитирования