Корзина пуста

ВИТРАЖ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВИТРАЖНОГО РЕМЕСЛА (СТАТЬЯ)

25.03.2011

Витражи – это невероятно красивые интерьерные изделия из цветного стекла, характеризующиеся изысканностью, эффектностью, особым шармом. Они могут быть выполнены в виде различных узоров, орнаментов, художественных изображений и сюжетных картин – настолько богата визуальная сторона витражей. Само слово «витраж» имеет французские корни, так как образовано от слова «vitre», что означает «стекло». В этом кроется информация о родине витражей, ведь витражное искусство зародилось на территории Европы. Доказательством тому служат находки археологов, принадлежащие к разным временным периодам. Самыми древними примерами витражей являются 3 кусочка из цветного стекла 540 года нашей и эры – фрагменты изображения Иисуса Христа; а также витраж 686 года нашей эры, найденный в монастыре Святого Павла, что располагается на земле Великобритании. Нужно сказать, есть ещё более древние витражи, которые сделаны не из стекла, а из тонких каменных пластин (селенитовых и алебастровых).
Витражные изделия в далёкие времена были доступны только обеспеченным людям, так как отличались дороговизной. Устанавливали их в основном в соборах, католических храмах, а также во дворцах. Сейчас витражи используются и в жилых помещениях, и в общественных зданиях: их себестоимость значительно снизилась благодаря современным технологиям, упростившим процесс изготовления этих декоративных элементов. Красочные изображения из цветного стекла дополняют интерьер, делая его ярким и загадочным.

Витражи, словно мозаика, делаются из фрагментов разноцветных стёкол. С самого начала этого мастерства применялись разные цвета, это говорит о профессиональном уровне варки стёкла в первом тысячелетии нашей эры. В основном использовали синий, жёлтый, красный, пурпурный, зелёный, кирпичный, зелёный с позолотной отливкой. Любой из перечисленных цветов имел свои оттенки, к примеру, оттенок синего цвета варьируется от цвета голубого до индиго и так далее.

В большей степени ходовыми цветами были пурпурный и прозрачный, а также их производные оттенки, которые в композиции с остальными цветами формировали изумительные изображения.

Чаще всего витражи ставили в церквях, из-за этого они дожили и до наших дней. Созерцая изображения святых мучеников, таких как дева Мария, удивляешься тому факту, как великолепно произведение художника.

Изображения витражей со времен одиннадцатого века представляет собой лишь религиозный характер. Это было необходимо для отвлечения загруженного внимания горожан от мирских забот, а также для порядка духовного мира человека. Так определялась религиозная догма феодальных эпох.

До начала тринадцатого века ремесло витража имело еще и народный характер, в них частенько отражались элементы фольклора. После тринадцатого века крупные феоды превратились в города и, правительству стало легче контролировать и вести политический диалог с крестьянами. С тех пор ремесло витража стало применяться в архитектуре. Следом за витражами церковного характера шли композиции, отражающие народный быт. В бытовом характере выступали изображения работающих ремесленников, сапожников и строителей.

Чаще всего витражи с бытовыми изображениями, преподносили в подарок монастырям и церквям и, конечно же, в качестве дизайнерского решения ремесленным мастерским. Чаще всего их помещали в нижнюю часть витража, и их актуальность выражается в том, что они отражали повседневную жизнь.

Витражные окна готических соборов отличались своей декоративностью, красотой плоскостного изображения. Также заметна тонкая связь готического витража с архитектурными моделями данной эпохи. Стиль живописи на витражах отличается тонкой гранью монументального стиля.

Однако, создание витражей не ограничивается лишь в архитектуре готики. Это ремесло продолжает совершенствоваться. Следующая ступень развития витражного дела начинается с четырнадцатого века, с тех времен произошли существенные изменения. Особое признание среди мастеров и созерцателей получила техника «гризайля».

Принцип «гризайля» заключается в следующем: на изображении практически во всех местах плавного перехода одного тона в другой применяется чёрные или коричневые красители. Чтобы получить темный краситель применяли особые составы, содержащие смеси из металлических окислений. По эффективной химической формуле такая краска имела схожий по качеству краситель, применяемый для росписи фарфора и стекла.

Изображения созданные таким путем отличались от витражей готической эпохи своей контрастностью плавного перехода цветов, в них применялись отдалённые пигментные пятна, какой-либо орнаментальной композиции. В общем, витражи сделанные по методике «гризайля» частенько напоминали по своему внешнему виду либо ковёр, либо великолепную узорчатую ткань.

Вскоре мастера изобрели совершенно новую желтую краску, предназначенную для рисования на стекле.

Краски, применяемые для рисования на витраже, фарфоре делались на базе металлов, растворяемых при варке стекла. Таким образом, после плавки красители равномерно распределялись по всей площади стекла, так формируется коллоидный раствор стекла. Когда смешивают очищенное золото и медь получается красная краска со многими оттенками, добавив серебро можно получить желтый краситель. В связи с этим эссенцией желтой краски на то время являлось серебро.

Данный цвет получался в результате протравы. Протрава это метод получения окрашенного стекла, весьма известный в течение всего четырнадцатого столетия. Суть методики заключается в следующем: в начале цикла создают особую пасту, в основе которой лежит эссенция серебра, охры, глины, клея. Эту пасту равномерно распределяют на поверхности стекла, которого нужно окрасить. Далее начинается этап сушки, после стекло прожигают, при этом максимальная температура обжига составляет шестьсот градусов по Цельсию. После стекло очищают от состава, стекло в конечном итоге выглядит желтым. Яркость оттенков желтого цвета зависит от количества соли в серебре, из которого делают пасту, а еще от времени, затраченного на обжиг. Чем продолжительнее длился обжиг, тем более насыщенный цвет в конечном итоге будет. В основе этого метода лежит процесс диффузии молекул, частички серебра проникают в глубь стекла на небольшое расстояние, процесс диффузии регулируется процессом обжига.

В четырнадцатом столетии изобрели, новый метод изготовления прозрачного стекла, с тех пор стеклянные листы имеют большую площадь, чем ранее. Теперь количество и объемность швов на стекле было гораздо меньше, что опускало все границы веяний художника при росписи витражных стекол.

Посреди главных параметров изготовления витража в четырнадцатом столетии, самым важным можно назвать орнаментную гравировку, получаемую с помощью метода «медного колеса». При помощи медного колеса в стекле вырезаются выемки разной глубины, которые обрисовываются и закрашиваются.

Rambler's Top100 Яндекс цитирования